Из воспоминаний моей мамы, Ивановой Валентины Алексеевны, о местах где она родилась и выросла. 

Все мы родом из детства. Моя малая Родина.

Воспоминания о моей любимой Зеленщине.

Эпиграф:

Нигде я не встречала шире бескрайних рек, лесов, лугов, полей.
А для меня бы не было России без маленькой Зеленщины моей!

Моя Родина! Чем старше становлюсь, тем тоскливее мне от воспоминаний тех мест, где родилась. Это — любимое мое место, моя малая Родина, деревня Зеленщина, Маловишерского района, Новгородской области.

Да была когда-то такая деревня с прилежащими деревнями. Справа деревня Званница, слева пошли деревни за деревней. 5 км до Званницы, 4 км влево – Бритино, там только было кладбище. 1 км – Поздышево, 5 км – Раменское, 5 км – Лукинское, за Лукинским – Иванское, где родился и вырос мой папа Антипов Алексей Васильевич со своими братьями и сестрами, и Озерня. Деревни тянуться до Большой Вишеры.

Располагалась деревня Зеленщина на реке под названием Оскуй, в переводе – разбойничья река. Может здесь прятались разбойники и беглые? Особенно со странностями было место в деревне Званница. Стекая по камням бурным потоком, река будто успокаивалась, сделав петлю, усмиряла свой буйный нрав и спокойно текла по большой равнине вплоть до Поздышева. Потом соединялась с рекой Комарихой, вытекавшей из озера Спасского, что 9 км от дороги Малая Вишера – Зеленщина. 

Дорога шла по болотистому месту с огромными ямами и ухабами. Старожилы вспоминали, что в таких ямах, даже лошади тонули. От Зеленщины до Малой Вишеры – 32 км.

До соединения колхозов в совхозы здесь стояли деревни объединяясь в колхоз «Борьба». В него входили деревни: Званница, Зеленщина, Бритино, Поздышево, Раменье. Дальше шел Озеренский колхоз с другими деревнями: Лукинское, Иванское, Озерня. Занимались сельским хозяйством.

Колхозы относились к Ленинградской области, а в 1919 году стали частью Новгородской. В школе не хватало учебников по географии и учителя нам велели записывать под диктовку о расположении Новгородской области.

Сначала в Зеленщине была начальная четырехклассная система образования. Учились все до 4х классов, а после везли детей в Шарью, это в Ленинградской области.

Электричества в деревне не было до 1962 года. Жили с керосиновыми лампами.

1957 году открыли восьмилетнюю школу, появились новые учителя. В Званнице и Бритино были начальные школы до 4 класса. А после ходили пешком в Зеленщину учиться до 8 класса. В Званнице учила детей Антонова Софья Антоновна, а в Бритино — Львова Евдокия Васильевна, моя тетя, папина родная сестра.

А еще рубили лес, ранней весной взрывали лед на реке Оскуй и сплавляли лес по реке до самого Ильменя. Оскуй впадает в реку Волхов.

В деревне Зеленщина был медпункт. Сперва там работала Цветкова Анна Ивановна, а после нее прислали молоденькую Нину Андреевну. Она здесь вышла замуж за Орлова Виктора Григорьевича. А после их отъезда в Новгород, прислали других.

Был и клуб в Зеленщине, куда сходилась молодежь. По вечерам играли, танцевали под патефон или под гармошку. В каждой деревне был свой гармонист. Прислали молоденькую Маину Федоровну, а после молодого Аркадия Борисовича.

В колхозе Выращивали рожь, лен растили, овес. Был свой комбайн для уборки зерновых.
К осени каждому выписывали зерно на солод. Проращивали зерно в темном месте, а к празднику варили сусло в бочке, кидали туда пророщенное зерно, получался солод.

По всей Оскуй реке мелькали огни костров. Мы, малыши, ходили от костра к костру и пробовали сусло, оно медленно текло из дырки бочки в продолговатое корыто. У каждого было свое пиво.

В колхозе «Борьба» была своя почта. Еще до войны она существовала. На почте начальником работала моя мама, Антипова Лидия Ивановна, жена председателя сельсовета Антипова Алексея Васильевича (папа). Мама вела и метеорологические наблюдения, делала снегосъемку.

Было свое лесничество, работали там Кудряшовы Анна и Александр, на их доме была приколочена буква «Л» — это значит лесничество.

Прислали молодого специалиста Веру, она вышла замуж за Козлова Виктора.

Ветеринария тоже была, лечили нашу корову, а кто не помню.

В 1961 году, в хрущевский период, растили кукурузу вместо зерна. Была нехватка муки и мама прятала на чердаке мешки с мукой и тайком от всех по ночам пекла хлеб. Да, было такое время!

Располагались деревни по берегу реки, а кругом стояли болота с различными ягодами и грибами. Их по осени было в изобилии. Клюкву собирали мешками и сдавали в магазин по 20 копеек за килограмм.

Магазинов было три, один посреди деревни, в нем все жизнь работала Кученкова Катя, по мужу Маркушева. Другой открыли в Богдановом доме, выделив одну комнату под магазин. В этом работала Нина Григорьевна Максимова. А третий в доме у Маркушевых Кати и Васи.

Была кузница в лесочке, там подковывали лошадей. Здесь же, в лесочке, недалеко от дороги на Малую Вишеру, гнали самогон к праздникам.

До Малой Вишеры добирались верхом на лошади или пешком 32 км, или на тракторе с деревянными санями. Зимой на машине или на лошадях впряженных в сани. Ездили подводами по 3-4, с ружьями, т.к. зимой в лесах было много волков. Бывало, и людей зимой заедали.

Еще ездили в другом месте, через Шарью, где до войны была построена железная дорога с деревянными шпалами и переездами. Узкоколейка дело справляла, но во время войны ЖД сняли, да так и не восстановили. Деревни оказались отрезаны от внешнего мира. По шарьинской дороге 5 км до Смолина шли пешком. И на машине можно было проехать до Смолино, а там поездами до Чудово, оттуда в Малую Вишеру. А то, добирались на машине до реки Волхов, там на пароме до Чудово.
Еще есть путь через Окуловку, пересадка на поезд Окуловка – Любытино – Неболочь. От Неболочи узкоколейка до Водогона, а там на лошадях по лесу до Званницы.

Как же образовывались деревни и откуда попадали сюда люди?

Люди селятся всегда по берегу рек. Вот и тут, после реформы 1861 года в 1862 году, когда крестьянину дали вольную, потянулись на вольное поселение семьи, стали образовываться хутора.

Был барин – Зеленской, но он жил в этом месте только зимой, но летом привозил рекрутов, они охраняли его леса от хуторян. При царе Николае II тогда жили.

По берегу реки Оскуй потянулись хутора. Оскуй катила бурные свои воды по камням, а в Званнице вырвалась на ровный простор и величаво потекла притягивая вольных людей. В Званнице была построена церковь, поближе к церкви по берегам реки и поселились хуторяне.

Хуторов было много: Кученков, Гуричев, Исаков, Жаров, Мазуров, Маркушев, Орлов, Богданов.
Хуторяне занимались сельским хозяйством. Они кормили себя и барина, платили ему оброк.

Держали коров, лошадь, овец, сеяли рожь, овес, сажали огород. Семьи были большие, мальчиков старались учить. Девочек не учили грамоте, они помогали родителям, нянькали младших братьев и сестер. После 21 года выдавали замуж и женили.

Детей крестили в Званницкой церкви. Поп сам давал имя ребенку по книге записей, кто к какому празднику рожден. И жениха или невесту выбирали сразу после рождения ребенка, тоже из недавно родившихся. О помолвке сговаривались заранее, но жених и невеста не должны были видеть друг друга до свадьбы. Родители следили строго за невинностью дочерей. В этой же церкви венчали молодых. 
Строго соблюдали посты, свято чли обряды, ходили в церковь и в будни и в праздники. Детей приучали к церкви с малолетства.

Деревни образовались в результате объединения хуторов при раскулачивании зажиточных, считая их кулаками. Это было при советской власти в 1929-36 годах, перед войной. Не хотели хуторяне объединяться, но пришлось подчиниться.

Продолжение… 

Карта Зеленщины 

0